Долгие годы в Азероте вместе бок о бок живут два очень разных народа, которые вынуждены находить общий язык и играть в одну игру… но речь идет не об Альянсе и Орде. Сегодня в центре нашего внимания окажется серьезная проблема, которая до сих пор существует в WoW: из-за территориальной близости на стыке двух культур вынуждены существовать и уживаться вместе жители Европы и русскоговорящие народы из стран СНГ.
Какие шаги предприняли Blizzard, чтобы две цивилизации существовали вместе в согласии? Почему создали RU-резервацию? Куда и почему пропали ролевые сервера для русскоговорящих?
Русская мафия идет на рейдерский захват
Первое столкновение англо- и русскоговорящих произошло сразу после открытия европейских серверов в феврале 2005 года. Выход игры в Старом Свете задержался на 2 месяца, поэтому у игроков было достаточно времени, чтобы обсудить на форумах дальнейший план действий, найти единомышленников.
В те времена российские игроки сталкивались с огромным числом трудностей – цены на диски и подписку сильно кусались. Локализации у игры не было вообще – везло лишь знатокам иностранных языков. Значительно тяжелее приходилось тем, кто не жил в Москве, Киеве и Санкт-Петербурге, так как в регионах почти невозможно было достать карты для оплаты подписки, да и интернет стоил дорого и был предметом роскоши.
Несмотря на все трудности с доступностью игры и огромной популярностью бесплатных пиратских серверов, немногочисленное официальное российское комьюнити пережило невзгоды и начало играть вместе с европейцами. Скоро стало понятно, что два народа вместе не уживутся.
Жители СНГ оккупировали сервера Shadowmoon, Stonemaul, Warsong, а также Molten Core, который позже открыли для миграции с переполненных серверов. Жить европейцам там было невозможно – в чатах была сплошная кириллица, играть англоговорящим было неприятно из-за агрессии оккупантов и нежелания общаться на английском. Стало нормальной практикой унижение «буржуев» и прямые оскорбления «пендосов», которые мешают нормальным пацанам жить по их правилам и просят о непонятном «спикинглише».
Blizzard официально признали оккупацию, а многочисленные жалобы застрявших там европейцев были услышаны – им открыли бесплатный трансфер подальше от Иванов и Наташ. Русское коммьюнити впервые получило печальную славу в WoW – неуживчивый, самобытный народ со своими взглядами и уставом. Такая печальная ситуация с «русскими серверами» в центре Европы, на которые случайно попадали англоговорящие новички, продолжалась почти 4 года, после чего Blizzard отправились осваивать земли дикого капитализма и объявили о локализации игры.
Добро пожаловать в резервацию
Летом 2008 года, за несколько месяцев до выхода любимого в народе дополнения Wrath of the Lich King, произошло долгожданное событие – локализация игры и появление серверов для русскоговорящих. С европейских серверов «Иваны» начали хаотично стекаться в новые миры, но не все до конца понимали подвох – медленно начала захлопываться ловушка резервации.
Blizzard воздвигли железный занавес над Европой и начали ограничивать Россию от остального играющего мира. Для СНГ сделали специальную «русскую» подписку на WoW – она стоила значительно дешевле, однако дьявол скрывался в деталях – такая небольшая сумма предполагала полный запрет на игру на европейских англоязычных серверах. Тем самым RU сервера начали отгораживать от остального мира как «условный Китай».
Помимо стремления оградить русскоговорящих от остальных для избежания дальнейших конфликтов, был и другой важный мотив… деньги. Создатели игры сделали адекватную цену для российской аудитории, чтобы захватить рынок. Традиционно небогатое население СНГ с трудом могло позволить себе радости обычной подписки, поэтому для региона была выбрана своя адаптированная сумма.
Кроме того, разработчики игры опасались, что хитрые европейцы начнут оформлять себе дешевую российскую подписку, поэтому с ней нельзя было устанавливать английский язык. Хочешь дешевле? Учи русский, буржуй!
Почти 7 лет две цивилизации редко пересекались и жили в мире, но все изменилось в 2014 году после событий на Украине и в Крыму, которые привели к началу затяжного экономического кризиса в России, санкциям и обвалу рубля.
Blizzard стало совершенно невыгодно наличие дешевой подписки за потерявшие половину стоимости рубли, поэтому они вынуждены были поднять цены и сравнять их с аналогичными европейскими, как сделали и все другие иностранные компании.
Из-за уравнивания стоимости подписки, а также массового оттока людей из игры в связи со слишком долгим отсутствием контента в финальном патче Пандарии, у разработчиков больше не было моральных причин разграничивать два мира – русским открыли доступ в англоязычные сервера осенью 2014 года. Чтобы сократить очереди на БГ из-за опустения мира, Blizzard также сделали возможной игру RU и EU друг против друга – это стало поводом для активного возмущения со стороны англоязычных, так как «русский Иван слишком хорошо играет и всегда побеждает».
Примечательно, что спустя 7 лет две цивилизации встретились снова на фоне первого за долгие годы серьезного геополитического конфликта в реальности, что подливало масла в огонь и влияло на отношение игроков WoW к «буржуям».
Кроме того, поводов играть вместе стало значительно больше – появилась полноценная система поиска группы, которая очень популярна и по сей день. Смешались в кучу кони, люди: французы, немцы, итальянцы, испанцы и русские как в бородатом анекдоте стали вместе ходить в рейды, делать квесты и заниматься PvP, пользуясь языком жестов и ломаным английским. Конфликты не заставили себя ждать – очень скоро европейцы в поиске группы начали писать “NO RUSSIANS”.
Искусство оскорблять
На плохую репутацию русскоговорящих в WoW также повлияли и другие популярные международные игры – DOTA, CS и другие успешные киберспортивные проекты. Игроки из СНГ получили печальную славу кричащих желчных агрессоров, которые легко и обыденно оскорбляют любого, даже если для этого нет очевидных поводов, с криками выходят из игры и в агонии ломают клавиатуры об стену. Нарицательным стало выражение «CYKA BLYAT» – визитная карточка русскоговорящих кибератлетов.
В чем же причина таких культурных различий и появления стереотипов? Корни стремления к оскорблению ближнего уходят в наше тяжелое и вызывающее много споров прошлое. На постсоветском пространстве до наших дней сохранился культ силы и доминирования – успешнее считается тот, кто может грамотно унизить человека, взять необходимое силой, морально задавить окружающих и подчеркнуть свое превосходство через аргументы, которые западный мир считает архаичными, устарелыми и смешными. В свою очередь вежливость и учтивость до сих пор воспринимаются в нашем обществе как признак слабости.
В связи с этим понятная, привычная и родная нашему сердцу угроза подвергнуть сексуальному насилию маму своего оппонента за ошибки во время игры не вызывает у нас сильного трепета – все давно привыкли к такому поведению и не особо реагируют на подобные высказывания.
Содом и Гоморра в Азероте
На негативные отношения двух цивилизаций в игре и реальности сильно сказываются и культурные различия, в том числе и бытующее в обществе отношение к представителям нетрадиционных ориентаций, мигрантам и представителям других национальностей и культур. Кроме того, нередки случаи, когда корни всех внутренних бед ищут за границей.
В обществе, да и на нашем форуме, нередко идет борьба мнений вокруг этих проблем – по мнению одной из сторон спора, «грязные гомосексуалисты стремятся сломать устои общества» и получить равные права с «нормальными традиционными семьями». В России, например, где большую часть страны воспитали однополые пары – мама и бабушка, старый как мир прием про врагов-геев традиционно находит отклик в сердцах людей в предвыборных программах.
Такое отношение к нетрадиционным ориентациям также досталось нам из тюремного прошлого и настоящего, где сексуальное насилие практикуется в качестве наказания, акта унижения и устрашения. По этим причинам большинство мужского населения в СНГ резко негативно относится к гомосексуалистам, хотя никогда не видело их вживую.
Все это оставляет тяжелый след в отношениях RU и EU комьюнити в WoW, выливается в непонимание и критику западного мира, где гомосексуалисты борются за свои естественные права любить и быть любимыми. Русскоговорящее сообщество тяжело реагирует на появление в игре персонажей с нетрадиционной ориентацией, называя это «отрабатыванием повестки», и хоронит любимую игру. Также достается мигрантам и чернокожим, которые подло уничтожают дорогую нам западную культуру.
Для европейцев такие доводы кажутся как минимум странными – там давно возник консенсус, что каждый имеет право жить так, как он хочет, поэтому не нужно вечно «лезть копаться в чужом нижнем белье». В связи со всем этим западные страны смотрят на своих восточных собратьев как на дикарей, которых до сих пор волнует, кто из соседей с кем спит.
Появление первых гомосексуальных пар в игре стало сильным потрясением для русскоязычного сообщества, а споры вокруг приемлемости гомосексуализма в современном мире лишь дальше расширяют пропасть между RU и EU.
Где ролевые сервера?
Большим сюрпризом для сообщества в 2008 году стало полное отсутствие в русскоязычной версии WoW ролевых серверов. Да, такие миры являются нишевыми, и даже в Европе они пользуются ограниченной популярностью, однако их полное отсутствие наглядно показало отношение Blizzard к русскоязычному сообществу.
Главным правилом ролевых серверов (Roleplaying, RP) является отыгрыш своего персонажа – заходя в игру, ты перестаешь быть менеджером Александром и становишься Александриусом – верным рыцарем короля, защитником Света. На таких серверах нежелательны разговоры о реальном мире, вы должны общаться с окружающими как разговаривал бы ваш персонаж.
Кроме того, там людей значительно меньше волнует прогресс, рейдинг и PvP – игроки вступают в гильдии, чтобы общаться и самим себе придумывать приключения. Ролевики сами пишут сценарий, придумывают свой сюжет, историю персонажа, а затем используют мир Азерота в качестве декораций для великих свершений.
Их не открыли даже несмотря на большое число русскоязычных игроков, желающих играть на RP-серверах, традиционно сильное и развитое косплей-движение, популярность ролевых игр в реальности, всевозможные фэнтези-движения, в том числе любителей исторической реконструкции «а-ля Средневековье».
Разработчики ответили на жалобы недовольных – если они увидят большое число любителей RP-игры в России, то такие миры появятся. Ролевое сообщество СНГ сплотилось на сервере Вечная Песня, где долгие годы неофициально активно существовало и развивалось движение, однако Blizzard не изменили свое решение.
Почему же на 20 российских серверов у разработчиков не нашлось одного маленького ролевого мирочка для желающих? Ответ кроется во всем вышесказанном – репутации российского комьюнити, которая сложилась в глазах Blizzard за прошедшие годы. Для поддержания ролевого мира в гармонии и создания условий для комфортной тепличной игры нужна модерация, которую тяжело было бы предоставить в токсичной среде российского комьюнити, овладевшего «искусством оскорблять» в совершенстве.
Велика была вероятность, что такой ролевой мир просто утонет в войне модераторов с троллями, которые зайдут «гыкать» над «гейскими сказочными воображалами» в Элвинском лесу и мешать им играть. К сожалению, некогда очень активное ролевое движение WoW в СНГ в последние годы скорее мертво, чем живо. Оставшееся без поддержки разработчиков, ролевики долгие годы выживали на Вечной Песне, но сейчас там почти не осталось больших ролевых гильдий, да и игроков в целом.
Сам я с болью и грустью воспринимаю случившееся, так как являюсь любителем ролевой игры. Мне повезло более-менее знать английский, поэтому всегда могу зайти развлечься на самый крупный сервер Европы – Argent Dawn, мой второй дом после Гордунни. Если хотите получить новые небывалые ощущения от игры, то советую скачать английский клиент и зайти за Альянс в знаменитую таверну «Гордость льва» в Элвинском лесу. Обещаю, что увиденное забыть вы сможете нескоро.
Бург, ты нормальный язык знаешь?
Масло в пламя конфликта также подливает проблема коммуникации. Жители Евросоюза и других государств Запада в большинстве своем сносно владеют английским языком, помимо национального. В современной Европе язык жителей туманного Альбиона стал абсолютно необходимым в качестве стандарта общения, так как в пределах Шенгенской зоны открыты границы и вокруг ходит много иностранцев-соседей, туристов и мигрантов, которых надо как-то понимать.
Однако прожившие за железным занавесом жители СССР были объединены другим языком – русским, он же и стал универсальным средством общения от ГДР до Курильских островов. После крушения социалистического лагеря два мира наложились на друг друга, но жители Европы почему-то не спешили учить великий и могучий, а в наших краях мало кто знал язык Шекспира.
Вот и бытует стереотип, что RU выбивается из стройного ряда немецких, французских, испанских и итальянских серверов, которые сносно владеют английским и способны донести до всех свои желания, мысли и претензии.
Молодому поколению игроков в WoW приходится легче – многие уже учат английский в школе, осваивая его на базовом уровне, чтобы иметь возможность спросить дорогу до ближайшего квеста. Однако в подавляющем большинстве игроки не спешат учить новый язык, а их словарный запас ограничивается способностью отправить буржуя в «пешее эротическое» или показать визитную карточку – «CYKA BLYAT».
Скилл не пропьешь
Основной проблемой для среднестатистического европейца, помимо токсичного поведения, является высокий навык игры у нашего брата. Принято считать, что обычный игрок в WoW с русских серверов значительно лучше играет в PvP и PvE, что возмущает любителей поиграть на БГ с Запада.
Уже 5 лет англоязычный официальный форум забит слезами и жалобами европейцев, которым надоело проигрывать русским на полях боя. По их мнению, что в целом соответствует истине, русские больше любят соревновательные игры, упорнее сражаются за результат и имеют волю к победе. Также наш человек в среднем больше времени любит проводить за PvP и сложным PvE контентом, чем европейские любители «целовать белочек».
(Обиженный ордынский маг просит удалить обратно русских из европейского региона)
Европейцы продолжают думать, что все русскоговорящие игроки на БГ знают друг друга, играют вместе с пеленок и сидят в голосовой связи, так как другой причины для постоянных поражений просто нет.
«Вот почему мы сражаемся»
Было бы совершенно неправильно и несправедливо не сказать о положительных чертах русскоговорящего сообщества, а сказать можно многое. Да, несмотря на токсичное и агрессивное поведение с чужаками и незнакомцами, дружба для нашего брата – это далеко не пустой звук. Стоит лишь добиться расположения Ивана, как глубокая и загадочная русская душа раскрывается нараспашку, и перед нами предстает совершенно другой человек.
В кругу близких наши люди раскрываются и обнажают свою сущность. За напускной угрюмостью, снобизмом или надменностью в подавляющем большинстве скрываются добрые и отзывчивые люди, которые любят посмеяться вместе, помочь ближнему, поддержать товарища во времена невзгод. Вежливые и тактичные европейцы редко могут за вечер породниться с человеком так, чтобы вместе пронести дружбу сквозь годы. А именно так часто происходит в нашем комьюнити – уверен, что у каждого из нас есть такой друг в игре.
(Фотография с ежегодной летней сходки моей гильдии в 2017 году. К сожалению, в этом году так и не встретились из-за пандемии, но все еще впереди!)
Кроме того, правдив и стереотип о щедрости русской души – для друга нам не жалко ничего, мы готовы отдать последнее золото, чтобы увидеть улыбку на его лице от покупки вожделенного маунта. Также для наших людей очень важна репутация и доброе имя, ведь «жизнь наша не дороже вот этого песка».
Культурные различия двух цивилизаций не делают одну сторону хорошей, а другую – плохой. Разное историческое прошлое, языки, взгляды на жизнь и свободу личности, манера общения – все это сильно разделяет нас. Но как и в вечном конфликте Альянса и Орды, обе стороны объединяет страсть к игре, доброе сердце и любовь к Азероту.
Пройдет много времени, пока глобализация, как вода, медленно сточит камень противоречий и сделает свое дело. Обе стороны конфликта учатся друг у друга и сближаются. С каждым годом все больше стираются границы между игроками из разных регионов, заводятся новые связи, люди учатся друг у друга, узнают чужую культуру. В конечном итоге конфликт двух цивилизаций изживет и съест сам себя, как когда-то рухнули стены российской резервации в WoW и пала Берлинская стена.
Любите себя, своих близких и всех людей на вашем пути в реальности и Азероте, несмотря на их расу, взгляды и ориентацию. Делайте мир вокруг лучшим местом для всех, и тогда он станет лучшим местом для вас.