Портал Raider.io опросил игроков пяти сильнейших гильдий и на основании их отзывов составил тир-лист всех рейдов в игре. У этого ранжирования не было каких-то чётких критериев вроде сложности, дизайна или атмосферы; игроки опирались исключительно на своё субъективное представление о них. Помимо непосредственно списка рейдов, портал поделился и краткими отзывами самих опрашиваемых.
- Самые лучшие: Престол Гроз, Литейная клана Чёрной Горы, Цитадель Ночи.
- Отличные: Цитадель Ледяной Короны, Ульдуар, Осада Оргриммара, Испытание Доблести, Цитадель Адского Пламени, Огненные Просторы, Анотрус Пылающий Трон.
- Неплохие: Гробница Саргераса, Плато Солнечного Колодца, Горнило Штормов, Бастион Сумерек, Верховный Молот, Чёрный Храм, Битва за Дазар’алор, Замок Нафрия, Ни’алота Спящий Город, Твердыня Крыла Тьмы, Вечный Дворец.
- Так себе: Подземелья Могу’шан, Наксрамас, Сердце Страха, Обсидианое Святилище, Ульдир, Трон Четырёх Ветров, Терраса Вечной Весны, Храм Ан’киража, Испытание Крестоносца, Логово Ониксии, Око Вечности, Битва за Гору Хиджалл, Логово Крыла Тьмы.
- Очень плохие: Змеиное Святилище, Логово Магтеридона, Логово Груула, Рубиновое Святилище, Изумрудный Кошмар, Огненные Недра.
- Пара неплохих боссов, но в целом, ничего интересного: Душа Дракона, Хранилище Аркавона, Крепость Барадин.
В случае каждого рейда подразумевалась его наивысшая сложность и первое появление в игре (Наксрамас, Логово Ониксии). В силу специфики своей деятельности, многие игроки, очевидно, оценивали рейды исключительно по сложности – этим объясняются крайне низкие позиции классический рейдов и рейдов Burning Crusade. Что интересно, рейды WotLK оценены довольно высокого; вполне возможно потому, что в отличие от рейдов двух предыдущих дополнений они оценивались по воспоминаниям, а не по Classic-серверам.
Также стоит иметь в виду, что рейды, оказавшиеся в одной категории, не равны между собой по рейтингу: у тех, что левее в списке, больше рейтинга.
Немного конкретики по цифрам:
- Крепость Барадин набрала меньше всех очков (хотя, по большому счёту это не “настоящий” рейд).
- Огненные Недра вторые с конца.
- Горнило Штормов оказалось самым противоречивым рейдов: оно получало как высшие оценки (S-категория), так и низшие (D-категория), а также все промежуточные.
- Чем современнее рейд, тем более благоприятные оценки он получал.
RogerBrown, охотник, Echo:
Ульдуар, пожалуй, стал тем моментом, когда рейды стали из себя представлять что-то по-настоящему серьёзное; ввод хардмодов, плюс отличный дизайн; Алгалог в качестве дополнительного босса – всё это было очень здорово. К тому же, это был первый рейд в моём игровом опыте, когда я начал играть на профессиональном уровне.
Tsumi, разбойник, Pieces:
Ульдуар: сразу от него так и веет ностальгией; хардмоды были очень классной штукой и я очень надеюсь, что подобный подход будет снова реализован. Также в этом рейде был мой любимый бой: Йогг+0.
Aestis, разбойник, BDGG:
Хоть сложность Ульдуара и не дотягивает до современных стандартов, сама креативность механики хардмодов полностью перекрывает все недостатки и в моих глазах – это самый лучший рейд. К тому же, хардмоды Ульдуара заложили основу уровней сложности в рейдах: следующий рейд Испытание Крестоносца уже имел градацию по сложностям: нормальная/героическая.
MUQT, воин, Pieces:
Цитадель Ледяной Короны стала моим первым рейдом. До сих пор, каждый раз, когда я туда захожу, меня не покидает ощущения эпичности. Сражение с самим Королём-Личом – пожалуй, самый крутой бой за всю историю игры; и я не думаю, что какой-то ещё бой сможет его переплюнуть.
Impact, чернокнижник, BDGG:
Мой любимый рейд во всей игре – это, без всяких сомнений, Престол Гроз. Дизайн классов был на высшем уровне; экипировка и прочие игровые системы были также безупречны, а Лей-Шень – величайший босс за всю историю игры. Даже эксклюзивный для героического режима босс был отличным, да и вообще, все боссы в этом рейде удались. Было по-настоящему здорово как играть самому, так и следить за прогрессом других гильдий. Тогда я играл за друида “Силы зверя” и Mists of Pandaria были высшей точкой дизайна этой специализации. Рейды были классными во многом потому, что всеми классами было очень интересно играть. К концу Legion ситуация приблизилась к положению дел в MoP, но дизайн классов так никогда и не приблизился к своему эталону времён MoP.
RogerBrown, охотник, Echo:
Отличный дизайн классов, запоминающиеся боссы, такие как Дуруму Позабытый (очень напряжённый бой, ограниченный Яростью Берсерка), Тёмный Анимус (первый раз, когда мне пришлось рисовать схему для боя), Лей-Шень (разные платформы, от выбора которых зависела дальнейшая стратегия, да и в целом очень интересный и запоминающийся бой), Ра-Ден (был немного жестковат, но всё равно, было интересно заняться им после того как основная гонка прогресса была окончена).
Veyloris, друид, Complexity-Limit:
Топ-1 для меня – это Престол Гроз. Потому что, это был первый рейд, который я полностью зачистил. Тогда я рейдил со своей будущей женой и несколькими друзьями из реальной жизни, поэтому с ним связано множество приятных воспоминаний. К тому же, это был первый рейд, в которой я начал танковать и играть за паладина. Как видите, с ним связано много “первых” вещей. Но и сам рейд был потрясающим. Хорридон, Совет Старейшин, Тёмный Анимус и Лей-Шень были боссами, которые позволяли танкам на полную развернуться с механикой Отмщения (чем больше урона вы получали, тем больше урона могли наносить сами). Всё это позволяло паладину и наносить урон, и исцелять, чего требовал бой и было просто здорово, когда у тебя получалось, всё это реализовывать.
Saltad, друид, Pieces:
По моему мнению, Престол Гроз был рейдом, в котором дизайн классов был самым лучшим.
RogerBrown, охотник, Echo:
Оператор Тогар (очень необычный бой, с постепенным прогрессом, по мере того как вы разбираетесь что к чему); Горнило (хоть многие люди и ненавидят этот бой, мне нравилось пробовать разные стратегии, чтобы приблизиться к успеху, что в итоге вылилось в изменение нашей стратегии на первой фазе, что позволило пережить третью фазу); Чернорук (пожалуй, лучший финальный босс во всей игре, бой длился 9 минут и каждый раз был по своему интересным. У многих финальных боссов бывают довольно скучные первые и вторые фазы.)
Wolsku, маг, Pieces:
Литейная Клана Чёрной Горы была по всем показателям лучшим рейдом: начиная от первого босса и заканчивая последним. Сам рост сложности был отлично сбалансирован. Бой с Оператором Тогаром был очень необычным и инновационным для того времени и никогда не надоедал. Бой с Черноруком тоже был классным; к тому же дизайн классов в WoD был на хорошем уровне, так что эпоха MoP/WoD – моя любимая.
Rinoa, маг, Pieces:
Мне очень понравилось, как росла сложность в Цитадели Адского Пламени; к тому же сам рейд был нелинейным: было три довольно интересных босса, которым можно было убивать в любом порядке, прежде чем перейти к Маннороту и Архимонду. Помимо того, что сами бои были сложными и интересными, было особенно приятно одолеть одного из главных плохишей оригинального Warcraft – Архимонда, отчасти из-за того, что сложность боя была просто зашкаливающей.
Goopzilla, друид, Complexity-Limit:
Причина по которой я проголосовал за Цитадель Ночи заключается в том, что в этой рейде были одни из самых лучших боссов за всю историю игры. Всего пара боссов в нём были так себе: Скорпирон и Тихондрий. Всеми остальными боями я без преувеличения наслаждался. И в целом дизайн самого рейда был впечатляющим. Секретная фаза боя с Гул’даном также произвела незабываемые впечатления: во многом потому, что я просто обожаю, когда эксклюзивные фазы наивысшей сложности, по сути предлагают сразиться с новым боссом.
Klaus, воин, Echo:
Цитадель Ночи предлагала несколько интересных и сложных боёв; но по-настоящему потенциал рейда раскрылся к концу: Звёздный авгур Этрей, Элисанда и Гул’дан, все эти бои были очень хорошо сбалансированы и при этом были по-настоящему интересными. Ну и не стоить забывать про секретную фазу Гул’дана, в которой тоже было несколько любопытных механик.
Thdlock, чернокнижник, Complexity-Limit:
Цитадель Ночи, была, без сомнений, лучшим рейдом, в котором я побывал. Последние три босса были отлично сбалансированы, они требовали различных комбинаций классов, требовали отличной координации рейда и, в целом, их механики были довольно интересными (думаю, не в последнюю очередь потому, что рейд тестировался почти год, прежде чем попасть на живые сервера).
Spud, охотник на демонов, FatSharkYes:
Испытание Доблести и Цитадель Ночи – мои любимые рейды. Дизайн классов тогда был довольно хорош, ровно как и сами сражения – как с визуальной точки зрения, так и касательно механик. И, хоть Цитадель Ночи – мой любимый рейд, нельзя не указать в этом списке Престол Гроз, Осаду Оргриммара и Литейную Клана Чёрной Горы.
Soulsi, чернокнижник, BDGG:
Цитадель Ночи – лучший в моём персональном списке, во многом потому, что это первый рейд, к которому я отнёсся со всей серьёзностью (как игрок). Начиная с этого момента, я постоянно совершенствовался как игрок. К тому же, я чернокнижник и большой фанат Гул’дана, поэтому возможность сразиться и с ним самим и с Иллиданом в ходе одного и того же боя – это просто что-то невероятное. Механика боя с Элисандой была очень необычной и уникальной. А Этрей, пожалуй, мой самый любимый не-финальный босс. В этом рейде не было проходных боёв и поэтому, для меня он на первом месте.
Klaus, воин, Echo:
Гробница Саргераса – хоть многие бои были не слишком интересны с точки зрения механик, их сложность была довольно высока и они требовали немалых индивидуальных навыков. Это было очень и очень приятное ощущение, после десятков и сотен попыток, наконец, одолеть Аватару Падшего и Кил’джедена. Радостные крики после победы являются для меня одним их самых приятных воспоминаний за всю игру.